Какова история шарфа и другой согревающей «одежды для шеи»?

Сегодня невозможно спутать шарф и галстук — настолько разошлись их пути. Хотя началось всё с одного и того же продолговатого куска материи, обернувшего сиротливо выглядывающую шею.

Горжетки на картинах: «Антея» Пармиджанино, 1531-1534 (слева), «Портрет мадемуазель Ривьер» Ж. Энгр, 1805 (справа).
Parmigianino; Jean-Auguste-Dominique Ingres commons.wikimedia.org

Главной чертой галстука является его чётко зафиксированное положение на шее, которое обычно характеризуется особым узлом. Поэтому и роль галстук играет, прежде всего, эстетическую. Шарф тоже иногда повязывают особым способом, но здесь преобладает прагматика. Проще говоря, галстуки призваны украшать шею, а шарфы — укрывать.

Посмотрим хотя бы на знаменитые терракотовые фигурки воинов из усыпальницы китайского императора Хуан-ди, где можно увидеть первые прообразы шарфов. Свои шеи воины прикрывали явно не для красоты, а для защиты от холода и ветра.

Таким же образом стали защищать свои шеи и римские легионеры, которые двинулись из тёплой Италии на север — завоёвывать Германию, Галлию и Британию. Например, на колонне Траяна то тут, то там встречаются изображения солдат с повязанными на шее шарфами (впрочем, больше напоминающими шейные платки). Римляне называли эту деталь одежды говорящим словом «фокале» (от лат. «focus» — очаг) и носили не только во время военных походов, но и в миру, всё с той же прагматичной целью — защитить своё здоровье от сквозняков.

Однако уже в зрелое Средневековье и Возрождение «одежда для шеи» расширяет свои функции и широко используется в гардеробе прекрасных дам. Полоску из лёгкой ткани то накидывают на плечи, то цепляют к рукаву, а то сооружают из неё на голове некое подобие тюрбанов.

В эпоху Возрождения появляются и меховые шарфы, известные под названием «горжетка» (фр. «gorge» — «горло»). Их делали из шкурок пушистых зверьков, при этом обычно сохраняя голову зверька и лапки с коготками. Горжетки были не только красивыми и тёплыми. Во времена безраздельного господства блох, которые буквально усеивали парики и платья благородных дам, эти меховые украшения играли ещё и роль «блохоловок».

В 1676 году появляется ещё одна меховая накидка под названием «палантин». Говорят, что её ввела в моду супруга немецкого курфюста Пфальца (палантином называли первого из семи курфюстов империи), когда предстала в свете с эффектным покрывалом из собольих шкурок, полностью закрывающим плечи.

Палантины и горжетки стали особенно популярны в начале XIX века — с приходом т.н. «голой моды». Дамы носили лёгкие полупрозрачные платья (порой — с открытыми плечами), поэтому зимой частенько страдали простудными заболеваниями — иногда с летальными последствиями. Приходилось дополнять туалет меховыми накидками и шалями — единственными «допустимыми» аксессуарами, греющим хрупкие девичьи тела.

В конце XIX — начале ХХ веков похожие аксессуары вновь становятся модным. Во Франции им дают новое наименование — «боа», от лат. boa — «водяная змея» (боа констриктором и сегодня зовут вид южноамериканского удава). При этом боа стали делать не только из меха, но и из лебяжьего пуха и птичьих перьев. Длинные боа обычно носили зрелые дамы, а молодые укрывали горло коротеньким пушистым шарфиком, завязанным спереди атласной лентой. Мода на перьевые боа закончилась с началом Первой мировой войны, и сегодня этот экстравагантный наряд можно встретить в основном на шоу — вроде бурлеска.

Что касается меховых горжеток, то они сохранят популярность вплоть до «молодёжной революции» 1960-х как символ шика и достатка. При посещении заведений — от ресторанов до театров — дамы снимали верхнюю одежду, но горжетки оставляли при себе, небрежно накинув на вечернее платье. Вспомним хотя бы пьяную даму-математика из к-ф «17 мгновений весны», которая выполняла со своей лисьей горжеткой весьма забавные манипуляции.

А что же с шарфом — спросите вы. Для ответа на этот вопрос перенесёмся в конец XVIII века.

Дело в том, что первоначально шарфом в России называли не привычный утеплитель шеи, а пояс, который носили военные (собственно нем. Scharpe и польск. Szarfo и означали «воинская повязка). Обычай носить шарф, как и многое другое, ввёл Пётр I. Тогда он представлял собой серебристую полосу ткани, которую носили через плечо до бедра — как знак офицерского звания. Отменить этот обычай пытался Павел I, но по иронии судьбы его шарфом и удавили.

Надо сказать, что длинный шарф становился орудием смерти ещё не раз. В 1927 году из-за него погибла балерина Айседора Дункан (конец её алого шарфа намотался на шину авто и удавил владелицу). Можно вспомнить и странное самоубийство беглого российского олигарха Бориса Березовского в 2013 году, который по результатам расследования повесился на шарфе…

От хоррора вновь перейдём к моде. В XIX веке шарфы и шейные платки страстно любили дамы. Они носили их и поверх оголённых плеч с декольте, и вместе со строгими кринолинами. Одной из поклонниц шарфа была, например, английская королева Виктория.

Если в 1820-е годы в моде были шарфы с дорогой вышивкой и бахромой на краях, то в 1840-е в дамскую моду вошли однотонные шарфы, которые не терялись на фоне клетчатых платьев с кринолином.

Кстати, именно эта деталь туалета первоначально фигурировала в известном романсе «Шарф голубой». Впоследствии романс ушёл в народ и превратился в песенку «Крутится-вертится шарф голубой, крутится-вертится над головой…». Да вот незадача — из слова «шарф» постепенно исчез глухой звук «ф». И уже в к-ф «Юность Максима» мы слышим строчку песни как: «Крутится-вертится шар голубой» (а я-то думал, что это за шар вертится, надувной, что ли?).

В пристрастии к шарфам мужчины от дам не отставали. В 1830—1850-е годы особую популярность приобретает шарф «кашне» (фр. cashe nez — «тайник для носа»). Это были недлинные платки из тонкой шёлковой ткани очень яркой расцветки. Так как происходили они из Франции, известной своими революциями, в России ношение кашне стало считаться признаком «вольнодумства» (плюс ко всему их очень полюбили члены российских банд).

К концу XIX российское понятие «кашне» расширилось — так стали называть и шерстяные клетчатые шарфы для «сугреву», которыми обычно закрывали нижнюю часть лица. Сейчас это слово употребляется в первоначальном значении — тонкий узорчатый шарфик.

Мода постоянно менялась. В 1860-е популярность обретают белоснежные шелковые шарфы, в 1870-е — длинные вязаные шарфы. Последние шарфы особенно полюбились художникам и авиаторам. Недаром знаменитый лётчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери наградил таким шарфом своего Маленького Принца…

Длинные шарфы, намотанные на шею, стали популярными и у работяг 1920-х годов. Они как раз стали носить рубашки без воротников (ибо те часто пачкались), и шарф служил хорошей заменой.

Популярность вязаных шарфов возродится в 1970-х годах, когда в моде рукодельные вещи (рубрика «Вяжем сами» была даже в таком журнале, как «Наука и жизнь»). В новом тысячелетии модным станет вязаный круговой шарф-снуд, не имеющий концов и напоминающий хомут, надетый на шею (впрочем, им можно обернуть и голову).

В завершение нельзя не упомянуть ещё одну функцию шарфа — служить опознавательным знаком определённой организации или сообщества. О бандах XIX века, щеголявших кашне разной расцветки, я уже упоминал. Похожую роль играют и академические шарфы, по которым можно различать учащихся разных английских закрытых школ и университетов (вспомните хотя бы одеяние Гарри Поттера). Или шарфы фанатов разных футбольных команд.

Анекдот:

 — Я вчера жену попросил шарф связать: «Спартак — чемпион!».
 — И что?
 — Да она двух слов связать не может!

На этом о шарфах — всё. Далее вас ждёт рассказ об истории галстука.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest